Фотошоп или не фотошоп

Фотошоп или не фотошоп

Фотошоп или не фотошоп

«Быть или не быть…»
какой-то бедолага.

 

До сих пор с удивлением нахожу под своими фотографиями гневные комментарии по поводу использования графического редактора. Вариаций много: «Фотошоп!», «Голимый фотошоп», «это же фотошоп» и проч. Самое смешное, что даже если в EXIF’e указана другая программа, то это все равно «Фотошоп!». Бывает, слышу, что после фотошопа, цвета неестественные, а вот простой джипег после фотоаппарата – это самое то! Также радуют описания некоторых авторов к своим фотография: «без фотошопа», «никакого фотошопа». При создании фотографии ни один фотошоп не пострадал!

Так зачем же все-таки есть такие программы, как графические редакторы,  и среди них на первом месте, конечно же, Photoshop? Может и правда Фотошопом пользуются неудачники и неумехи? А те, кто не использует графический редактор, исповедуют самый правильный подход к созданию фотографий?

Для начала нужно понимать, как вообще появляется файл с изображением. Сейчас уже в большинстве фотоаппаратов в настройках можно указать конечное расширение файла. Это либо – jpeg, либо – RAW. Механизмы создания файлов с этими расширениями мы и рассмотрим.

После спуска затвора изображение через объектив попадает на матрицу фотоаппарата. Далее обычная электроника – сигнал преобразуется в двоичный код и записывается в память фотоаппарата. Образуется некий «слепок» того изображения, который зафиксировала матрица ф/а.

«Слепок»- это не фотография, это всего лишь набор двоичных кодов, которые получает матрица. В этом «слепке» есть информация о количестве и качестве света, попавшем на матрицу; как и где распределены светотеневые области; где и какой цвет находится; информация о камере, объективе, местоположении, авторе и т.д. С учетом особенностей матрицы информация будет разниться, но смысл везде одинаковый.

Кстати, сравнение с пленочной фотографией имеет место быть до этого момента. Дальше процесс появления фотографии отличается.

Для начала рассмотрим RAW- файл.
Фотошоп или не фотошоп
кликабельно

А вот RAW-файл и есть этот «слепок». В переводе на русский, RAW – сырой, необработанный.

Почти любой просмотрщик фотографий «видит» этот файл и показывает его пользователю. Но в зависимости от алгоритма программы-просмотрщика, этот файл каждый раз имеет разные оттенки цвета и света. Это не ошибка. Просто RAW’ы каждый фирмы (Canon, Nikon, Sony и др.) отличаются друг от друга, программная начинка разная. Поэтому эти файлы редактируют, а потом  переводят в один стандарт изображения — jpeg, TIFF, png и др. Плюс к этому, ни одно из печатающих устройств формата RAW не видит. Чтобы напечатать фото, RAW надо перевести в одно из цветовых пространств — RGB, CMYK. RAW —  это сырец, болванка из которой потом делают фотографию.

Фотошоп или не фотошоп
кликабельно

Именно этот файл загружается потом на компьютер и в графическом редакторе над ним производятся различные манипуляции – установка баланса белого, редактирование контраста и цвета, изменение в светах и тенях, увеличение резкости, удаление шумов, добавление светотеневых акцентов, удаление лишних деталей и многое-многое другое. Причем как на всей фотографии, так и в локальных областях. А теперь — взрыв мозга! Все эти манипуляции можно проводить в RAW-файле и это — все еще тот самый «слепок», не фотография! Это уже потом, если возникнет желание, то этот обработанный файл можно будет экспортировать в любой фотоформат, включая и jpeg. И вот только после этого с файлом можно делать, что угодно- печатать, выкладывать в интернет, дарить друзьям и т.д. Вот только тогда — это законченная фотография. Ну а если вдруг возникнет желание внести дополнительные изменения в RAW-файл, это можно будет сделать в любое время. Файл же никуда не денется.

Создание внутрикамерного jpeg.
Фотошоп или не фотошоп
кликабельно

После того, как изображение отпечаталось на матрице камеры, фотоаппарат в соответствии с заданными настройками берет изображение из «слепка» и экспортирует его в конечный файл фотографии в формате jpeg. Напрямую с матрицы jpeg не получается, только после программной обработки внутри фотоаппарата! Далее из фотоаппарата файл можно отправлять на печать, в компьютер, в интернет и т.д. Конечно его тоже можно обработать, но об этом ниже. В целом это готовый файл, который воспринимает любое устройство.

А вот про «заданные настройки» подробнее. В любом фотоаппарате есть «сцены» — «ландшафт», «макро», «портрет», «дети» и др. В основном это предустановленные настройки для работы с диафрагмой, выдержкой и чувствительностью (ISO). Но мало кто знает, что при съемке в режиме «ландшафт» фотоаппарат добавляет насыщенности в синий и зеленый цвета (цвет неба и травы), а насыщенность красного уменьшает. В режиме «портрет» наоборот — красный более насыщенный (цвет кожи), а синий и зеленый менее. Так это самая настоящая цветокоррекция. Также сейчас в фотоаппаратах есть функции пользовательских настроек, где можно заранее изменять контраст, резкость, насыщенность цвета, причем в каждом канале по отдельности. В моей цифромыльнице такое есть.

В современных фотоаппаратах появилась функция съемки в режиме HDR. Фотоаппарат снимает 3 кадра, а потом внутри себя программно объединяет эти кадры увеличивая динамический диапазон (ДД). А это уже та самая работа со светотенями в графическом редакторе на компьютере.

У меня часто возникают вопросы к тем, кто ставит в пример «естественность»  необработанного снимка, полученного сразу из камеры:  «Так в каком режиме камера дает самые естественные цвета? В каком режиме тени смотрятся более естественно? А почему пересвеченное небо? Это образец для подражания?»

Все предустановленные настройки в фотоаппарате запрограммированы для обычного покупателя, который не собирается вникать в особенности фотосъемки. Есть определенные стандартные виды съемок — портрет, пейзаж, репортаж, макро и проч. Обычные настройки для этих типов давно уже известны. Именно они и запрограммированы в фотоаппарате. Причем программа работает достаточно умно, чтобы обычный пользователь, даже далекий от фотографии, получил на выходе более-менее качественную картинку, без сильных провалов в тенях, не контрастную, не перенасыщенную. Обычный усредненный алгоритм. И это правильно, это рыночная конъюнктура. А для тех, кто хочет «хардкора» и готов жертвовать своим временем на обработку, существуют более продвинутые камеры с ручными настройками.

Разница между этими двумя способами получения конечного файла фотографии в том, что в одном случае мы сами вносим изменения в полученный «слепок» с матрицы. Сообразно своим замыслам, вкусу, настроению (получается или нет — это отдельный разговор), т.е. полностью держим весь процесс создания фотографии под своим контролем. Или же доверяем создание своей фотографии программистам фирмы-производителя. Это не хорошо или плохо, это просто два пути создания фотографии. Каждый сам выбирает, что ему ближе.

В двух словах про дополнительную обработку файла jpeg. В моем фотоаппарате размер RAW-файла — 20 мГб, после конвертации в jpeg — 5 мГб. Разница в 4 раза. Вот именно столько информации при конвертации и теряется. В RAW-файле можно спокойно вытянуть информацию из теней или, наоборот, убрать засвеченные области. После конвертации информация в пересвеченных или в недоэкспонированных областях стирается, восстановить ее невозможно. Также в RAW-файле проще увеличивать резкость или убирать шумы. В jpeg это тоже возможно, но занимает больше усилий. Появление артефактов, цифровых шумов при обработке jpeg возрастает на порядок, уследить за этим сложнее. Хотя, конечно, бывают случаи, когда приходится обрабатывать и jpeg.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если вас интересуют фото, напишите мне